Ваши заказы

Загрузка корзины

Шелкография: история возникновения

 
Шелкография: история возникновения [28.11.2011]
 

Рассказ об истории возникновения шелкографии, пожалуй стоит начать с расшифровки самого термина. А состоит он из двух слов: "шелк" и "графия" и имеет греческое происхождение: grafe - писание, изображение; и seri - шелк. Название раскрывает суть - это работа, связанная с шелком, а если конкретнее, то это украшение шелка или же украшение шелком, и кажется само собой понятно, что возникнуть оно могло только в Китае. Почему само собой? Просто, только древние китайцы могли придумать нечто подобное, красочное и сопутствующее развитию творчества. Китайский след в истории основывается еще и на том, что возникновение шелкографии датируется 1200 годом до нашей эры, сразу после вскоре после изобретения шелка. Правда, никаких свидетельств подтверждающих эту теорию, например, древнего оборудования для шелкографии, пока не найдено, тем более, что сам шелк начал использоваться в этой технологии намного позже,- только через 2400 лет.

 


По исторически подтверждённым данным, это искусство росписи ткани возникло на территории расположенной между Финикией и Месопотамией. 
А стала шелкография столь распространенной и широко известной по всему земному шару, благодаря финикийцам, известным тем, что они путешествовали и вели торговлю на всех берегах Средиземного моря. Уже тогда шелкография считалась отдельным искусством и высоко ценилась в портах и городах, где трудолюбивый народ сбывал свои товары. Финикийцы же и придумали, как улучшить данное ремесло. Они усовершенствовали окраску ткани, предложив повторяющую набивку. 
Можно кричать им «Браво!» этим они обеспечили широкое распространение высокохудожественных изделий, производство которых ранее было возможно только в единичных экземплярах.. 
Финикийцы в то время придумали первое оборудование для шелкографии, чтобы иметь возможность повторять изображения (они изобрели трафарет). Вот вам и умный коммерческий ход, та картина, которая лучше всего продается, больше не будет в единственном экземпляре…


  Хотелось бы отдельно остановиться на истории трафаретной набивки ткани. 
Мы уже упомянули о вкладе финикийцев в развитие этого ремесла, но нельзя забывать о вкладе в технологию шелкографии других восточных народов. Археологи отмечают, что на Востоке трафаретная набивка появилась почти одновременно во многих странах, но в зависимости от страны и эпохи использовались разные виды оборудования и материалов для шелкографии, которые объединяет принцип самого нанесения трафаретного рисунка на подложку.
Так в Китае в эпоху Шести династий (265-589 г.г. н.э), печать на ткани проводилась при помощи специальных резных деревянных досок. Технология нанесения рисунка пришла в страну двумя путями: с юго-запада от тайских народностей и знаменитым Шелковым путем. Позже, при династии Тан (618-907 г.г.), широко применятся метод «цзясе» - что бы нанести рисунок, ткань зажимали между двумя матрицами заполненными краской (шелковый газ, растянутый на раме с бумажными штампами). Китайские мастера таким методом наносили на ткань орнамент, который включал в себя семь цветов. Нельзя не упомянуть о том, что в это время роспись стен трафаретным способом печати, стала очень популярна, ее можно увидеть и в наше время в Пещере тысячи Будд, который был создан в 366г.

 

  В Японии в VIII веке использовали технику кокэти (узор по трафарету). Этим методом расписывались традиционные японские костюмы, конские попоны и даже доспехи самураев. В XII-XIV веках, вблизи города Камакура был разработан свой метод перенесения изображения,- чем то схожий с китайским. Видно, старый метод не позволял разнообразить рисунок, и пришлось выдумывать, что-то новое. По новому методу мастера вырезали и наклеивали изображение на сетку, которая, внимание! – состояла из человеческих волос. Да, это было умно, тем более, что волосы не только крепкие, но так же и почти незаметные. Так родился новый метод печати на рисовой ткани. 
   Отдельное слово нужно сказать об Индии. Еще в 20 годах I столетия нашей эры греческий географ Сарбон рассказывал об индийских набивных тканях в Греции и в Риме. Существует предположение, что именно в Индии впервые была освоена печать на текстиле. Из этой страны ткани и сам метод был перенесённ в страны Азии и Африки, а колонизация Индии англичанами, принесла им набивной ситец, как и распространение самой технологии в Англии. 
А в XVIII столетии вместе с переселенцами эта технология перебралась через океан в Америку.

 


 
   Все это хорошо, но как, же так получилось, что у нас понятие «шелкография» ассоциируется с обоями? Все просто: примерно под конец 18 века некий Жан Папильон придумал, как можно использовать метод шелкографии при изготовлении обоев. Не знаю как кому, а мне стало интересно, с кого же он «выдирал» волосы, что бы получить обширный запас обоев… но, к сожалению, история об этом умолчивает – очевидно Папильон нашел им замену.
В то время ткани, изготовленные способом шелкотрафарета, использовалась не только для украшения стен аристократии - но еще и для декорирования металлических изделий и мебели.
   ХХ век - это век прогресса и массовой разработки машинных технологий. В 1907 году малоизвестный на то время Саймон из Манчестера, запатентовал уникальный процесс трафаретной печати через шелковую ткань, который гарантировал очень высокую устойчивость к натяжению, и стабильность размеров, а также предложил использовать резиновые валики (резиновые ракели) для нанесения краски. Изобретение получило название печатание шелковым ситом. 
   И только много лет спустя в Сан-Франциско была разработан метод цветной печати, используя, при этом один и тот же трафарет. А предложил этот метод Джон Пилзворт. Суть технологии заключалась в том, что разные участки трафарета отводились для чернил разного цвета, и в итоге получалось цветное изображение.
  В тридцатые годы ХХ столетия трафаретная печать попала в поле зрение художников, что дало новый толчок в развитии этого метода. 

 

   Ну а в наши дни, спасибо методу Саймона, шелкография осталась просто названием технологии, ведь примерно 50 лет назад, шелк заменили синтетическими материалами. Теперь методом шелкографии стали печать подложки практически для всего – начиная от открыток и заканчивая номерными знаками для автомобилей.
   Но, в основе метода по-прежнему остаётся трафаретная рамка, изготовленная из дерева или метала. На неё так же, как и раньше натягивается сетка из синтетической нитки. Ракель из полиэстера или резины – нож, при помощи которого краска равномерно распределяется на шаблоне и продавливается через открытые участки трафарета. Станки для шелкографии используются как ручные, так и автоматические,- их еще называют печатными карусельными станками, или «ромашками» Для печати кроме «ромашки», нужны материалы для шаблонов, трафаретной сетки и конечно краски для шелкографии

 

 

   Мне всегда было интересно, какие краски для шелкографии используют для создания такой красоты и вообще, как проходит вся процедура изготовления «маленьких» шедевров. Оказалось ничего необычного, для вех видов трафаретной печати используются органические краски и одними из самых качественных считаются краски для шелкографии английских компаний «Sericol» и «Apollo»; немецких – «Marabu» и «RUCO». Впрочем, краски менее известных китайских производителей не намного уступают мировым брендам по качеству, а по объёму продаж, за счёт дешевизны, превосходят многократно.
    Мне кажется, что если не финикийцы, то кто-то другой должен был украсить наш мир всеми цветами потому, что человек не может жить в черно-белом мире, он по своему оригинален, но ни в коей мерее не отражает нашу сущность. 

Т.Остапенко
 

 

Добавить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.