Ваши заказы

Загрузка корзины

Шелкография

 
Шелкография [24.01.2011]
 

Шелкография, получившая широкое распространение в настоящее время, является усовершенствованной разновидностью обычного трафарета, применявшегося в декоративной росписи стен и тканей. Поэтому название "шелкография" в полиграфии - это синоним более точного термина - трафаретная печать или сетчатая трафаретная печать, тем более, что в шелкографии натуральная шелковая сетка давно заменена синтетическими и металлическими материалами.

 

Шелкографией печатают пестрые рисунки и надписи на майках или спортивных сумках, разноцветные значки, шкалы приборов, сложный повторяющийся рисунок на фарфоровой посуде. Шелкографией оформляют различные сувениры. Шелкографии доступно нанесение толстого красочного слоя, позволяющего перекрывать любой цветной или черный фон, а также заполнять шероховатую и крупную текстуру изделия.

 

Но, пользуясь плодами шелкографии, мы иногда не замечаем ее применение. Любое современное радиоэлектронное или телевизионное устройство содержит электрические платы с медными дорожками. Чтобы получить такую плату, необходимо травление медной фольги нанесенной на основу. Рисунок будущих дорожек наносят кислотоупорной краской или лаком. Для одного экземпляра может быть достаточно кисточки или метода экспонирования, но при массовом производстве защитный слой требуемой толщины проще нанести шелкографией.

 

Изготовить сетчатый трафарет, для шелкографии, на практике достаточно легко, что обусловило ее широкое применение как отдельным человеком в домашних условиях, так и в промышленном производстве с применением автоматических печатных станков.

 

Размеры трафаретной формы ограничены только шириной выпускаемого сетчатого полотна и размером печатной рамы. Это позволяет изготовить шелкографией гигантские надписи и изображения для уличной рекламы, украсить тенты грузовиков или витрины магазинов.

 

При печати шелкографией вручную, нет необходимости в приобретении дорогих печатных станков, которые требуются только для больших тиражей. Ведь качество оттиска практически одинаково. Низкая себестоимость расходных материалов для изготовления трафарета и простота в эксплуатации вызывают большой интерес к шелкографии.

 

Особенность техники шелкографии заключается в том, что возможно применение широкого диапазона печатных красок на различных связующих, которые позволяют работать на любых материалах: бумаге, пластике, стекле, ткани и т.п. Главное условие для краски - это не разрушать материал трафарета и не высыхать быстрее, чем необходимо для нормального печатного процесса.

 

Увеличенный вид трафарета

 

Сетка для шелкографии

 

Материал

Для изготовления трафаретов шелкографии применяют тонкие прочные ткани с редким переплетением нитей. Для этих целей вначале применяли ткани из натурального шелка, отсюда и название данной техники - шелкография.

 

Развитие химической технологии позволило заменить натуральные волокна на искусственные, а крученую нить на моноволокно. Из искусственных волокон наиболее часто в шелкографии применяют полиамидные и полиэфирные, реже полипропиленовые.

 

Полиэфирные волокна - Мало сминаются, устойчивы к гниению и плесени, стойки к истиранию, воздействию света, окислителей и восстановителей. Малоустойчивы к действию горячих растворов кислот и щелочей. Гигроскопичность полиэфирных волокон 0,4%, то есть в 10 раз ниже, чем капрона. Это важно при печати шелкографией красками на водной основе. Торговое название: лавсан (Россия), терилен (Великобритания), дакрон (США).

 

Полиамидные волокна - Легкость, упругость, высокая прочность и износостойкость способствуют их широкому использованию в шелкографии. Полиамидные волокна имеют торговое название: капрон (Россия), перлон, дедерон (Германия), нейлон-6 (США). Капрон не разрушается микроорганизмами и плесенью, не растворяется органическими растворителями, применяемыми при химической чистке, стоек к действию щелочей любой концентрации. Растворяется капрон только в концентрированных минеральных кислотах, в муравьиной (50%) и концентрированной уксусной кислоте, а также в феноле.

 

Отличие натуральных и синтетических волокон:

 

Как уже отмечалось изначально в шелкографии использовался шелк. Натуральные шелковые нити, изготовленные из скрученных тончайших паутинок, которые создает гусеница бабочки шелкопряда, имеют шероховатую поверхность, и это влияет на прохождение краски через сито. При повышении плотности переплетения влияние шероховатости шелка увеличивается. Натуральный шелк гигроскопичен и под воздействием влаги изменяет свои размеры, что влечет за собой искажения рисунка при печати.

 

Но самые хорошие сетки для шелкографии были получены только после появления тканей из моноволокна, которое уже не состояло из скрученных нитей. Гладкая и непроницаемая поверхность моноволокна не впитывает воду и краску, хорошо очищается от печатной краски. Моноволокно мало изменяется от изменения температуры и влажности, что позволяет сохранить от искажений размеры рисунка.

 

Применение ткани из моноволокна упрощает вторичное использование трафаретной сетки. Старый изолирующий слой трафарета при разрушении регенерирующими растворами легко вымывается из ячеек сита, что нельзя сказать о сетках из крученых ниток, которые пропитаны затвердевшим фотораствором, и стоит большого труда удалить его.

 

Номера сетчатого полотна

Сетчатое полотно различают по номерам, которые определяются количеством нитей на один сантиметр. В шелкографии используют широкий диапазон номеров сетки от 2 до 200 нитей/см. Самые популярны номера от 77 до 180 нитей/см.

 

Фирмы предлагают сетчатое полотно для шелкографии по нескольким категориям, в зависимости от толщины нитей. Обозначаются категории буквами, которые ставят рядом с номером: S - легкая, М - средняя, Т -полутяжелая и HD - тяжелая. Число нитей в сантиметре от категории не зависит. Толщина нитей определяет прочность ткани данного номера, а также с каким усилием можно натягивать сетку на раму и какую нагрузку прилагать во время печати.

 


  

 Сетка №90 увеличенная в 72 раза

 

 В шелкографии необходимо учитывать, что более тяжелая категория снижает четкость краев рисунка, края могут стать зазубренными.

 Толщина красочного слоя

 Количество краски, прошедшее сквозь ячейки сита, зависит от толщины нитей сетки, а также от свойств краски и режимов печати. На невпитывающей поверхности слой краски должен соответствовать толщине трафарета, но он обычно меньше, потому что часть краски прилипает к стенкам ячеек и остается на сетке.

 

                                                     

                          Продавливание краски через сетку

 Краска, прошедшая через ячейки сита, имеет точечную структуру, и после поднятия сетки сливается в сплошной слой, что также снижает толщину красочного покрытия в 2-3 раза.

 

 Формирование слоя краски в шелкографии

 

 Рама в шелкографии

 Рама - это основа всей шелкографии, от нее при создании трафарета и выполнении высококачественной печати зависит многое. Имея раму, сетку и ракель, уже можно использовать шелкографию на практике. Остальное оборудование для трафаретной печати можно считать дополнением, приобретаемым по мере необходимости и с учетом финансовых возможностей.

 Одина из самых простых рам, используемой в шелкографии - это деревянная рама. Деревянные рамы недороги и просты в изготовлении, но имеют ряд недостатков при эксплуатации. Дерево легко набухает в воде и в ходе нескольких часов может изменить свои размеры, так же на раму может влиять изменение относительной влажности и температуры воздуха.

 Рамы изготовляются из твердого хорошо высушенного прямослойного дерева. Доски, имеющие сучки и выраженный косослой, лучше вообще не использовать, так как раму может деформировать в самый неподходящий момент. На небольших рамах дефекты подобного толка мало заметны, но с увеличением размера коробление может усложнить все процессы шелкографии.

 Раму скрепляют по углам и дополнительно укрепляют сверху металлическими уголками. Для предохранения от влажности готовую раму покрывают водостойким лаком или краской. Толщина брусков определяется породой дерева: чем мягче древесина, тем толще берется брусок. С нижней стороны рамы, где будет крепиться сетка, по всему периметру делается откос наружу, приблизительно 3-5 градусов. В шелкографии рамы изготавливают и из других материалов, например металла.

 Натягивание сетки на раму шелкографии

 Сетку натягивают на раму с максимальным усилием, близким к величине текучести материала сетки. Если ткань недостаточно сильно натянута, то в печати может произойти искажение линейных размеров изображения и несовпадение контуров разных цветов при многокрасочной печати. Это особенно важно при изготовлении трафаретов для цветной растровой печати, где недопустимы изменения размера растровой точки.

 На рамы сетку можно натягивать вручную. Простой и быстрый способ крепления натянутой сетки к деревянной раме осуществляется с помощью механического или электрического скобосшивателя.

 Первые четыре скобы забивают в середины брусков рамы крест-накрест, натягивая полотно с максимальным усилием. Следующие точки крепления находятся по углам, с учетом усилий натяжения сетки по диагонали. Необходимо следить, чтобы нити основы были без перекосов и взаимно перпендикулярными. Дальше крепление ведут симметрично от средины брусков к углам рамы.

 В другом варианте, который дает несомненно лучшие результаты, сетка предварительно натягивают в любом растягивающем устройстве, а затем не спеша закрепляется. Интервал между забиваемыми скобами зависит от силы натяжения полотна и сложности будущего рисунка. Скобы забиваются параллельно краю рамы, а при сильном натяжении сетки или частом размещении скоб - под углом.

 При отсутствии скобосшивателя, сетка закрепляется мелкими гвоздиками и деревянными рейками сечения 5x10 мм. Так как рейки не должны выступать над плоскостью трафарета, раму заранее изготавливают с дополнительными пазами по всему периметру. Древесина для реек подбирается мягкая, чтобы не скалывалась при частом расположении гвоздей.

 Перед забиванием реек, сетку закрепляют с небольшим усилием в растягивающем устройстве. Нагрузку делают не максимальной, так как рейка, при забивании ее в пазы, дополнительно увеличивает натяжение.

 

 

 Крепление сетки рейками

 

 

 Обработка сетки перед нанесением фотораствора

Когда сетка натянута, можно считать, что первый шаг изготовления трафарета выполнен. Следующий шаг состоит в создании участков на сетке, не пропускающих краску во время печати. Каким бы ни был способ создания таких участков, прежде всего мы должны помнить, что к трафарету будут прикладываться различные физические нагрузки. Изолирующие участки должны надежно удерживаться на деформирующейся сетке и сохранять свои свойства до конца печати.

 В первую очередь надо обратить внимание на то, как крепко прилипает к нитям резервирующий состав. Если сито выткано из натурального или искусственного шелка, то нити, скрученные из тончайших волокон, достаточно шероховатые и позволяют прочно удерживать вещество, из которого будут сделаны печатные элементы.

 Рассматривая сетчатую ткань из моноволокна, при большом увеличении мы можем увидеть, что нити представляют собой стержни с гладкой поверхностью. На таких нитях плохо удерживается фотослой, и небольшие печатные элементы (точки, штрихи) легко осыпаются под давлением ракеля и от деформации трафарета в ходе шелкографии. Для преодоления этой проблемы необходимо нити сделать шероховатыми. Существует несколько способов.

 Очень мелким порошком пемзы протирают кругообразными движениями всю поверхность сетки с внутренней и наружной стороны. Делают это с помощью мягкого фетрового или суконного тампона. Нити ткани становятся шероховатыми, с мельчайшими заусенцами, которые увеличивают площадь сцепления. Остатки порошка вымывают из ткани сильной струей воды, протирая при этом жесткой щеткой, чтобы удалить случайно застрявшие в ячейках частицы пемзы. Для получения порошка, пемзу толкут в ступке и просеивают.

 Вместо пемзы можно использовать водостойкие шлифовальные бумаги или ткани зернистостью от № М40 до № М5. Обрабатывают сетку как в сухом, так и во влажном состоянии.

 Обезжиривание

 Независимо от того, обрабатывалась натянутая сетка растворами, делающими ее шероховатой, или нет, обезжиривание проводится обязательно. Эта операция предваряет непосредственное нанесение фотораствора. Особого внимания требуют к себе вторично используемые сетки, которые могут содержать не только жировые вещества, но и остатки краски после предыдущей шелкографии. Обезжиривание следует проводить непосредственно перед нанесением фотораствора.

 Химическое обезжиривание

 Едкий натр (NaOH) разрушает жиры и образует с ними соединения, которые хорошо смываются водой. Водный раствор едкого натра (каустической соды) при помощи синтетической щетки растирают по поверхности сетки. Это старый и надежный способ удаления жировых загрязнений. Щелочь реагирует с алюминием, поэтому при использовании алюминиевых рам, необходимо использовать другой метод обезжиривания.

 Внимание! Работать в резиновых перчатках.

 Оберегать глаза и открытые части тела от ожогов щелочью.

 Состав: Едкий натр - 20г, Вода - 80мл

 После обработки щелочью форму промывают водой и дополнительно нейтрализуют 5% водным раствором уксусной кислоты.

 Моющими средствами

 Поверхностно-активные вещества, к которым относятся бытовые моющие средства, достаточно хорошо удаляют жировые загрязнения и могут в виде исключения применяться для обезжиривания трафаретных сеток. Но необходимо учитывать, что часто в моющие средства добавляют вещества смягчающие воду. Такие добавки, оседая на поверхности сетки, плохо смываются водой, и будут мешать прочному прилипанию фотораствора. Чем проще состав моющего средства, тем меньше может возникнуть проблем.

 При промывке необходимо учитывать, что соли, которые содержатся в водопроводной воде, могут тончайшей пленкой покрыть ткань и помешать прочному контакту с фотораствором, а могут и не помешать. Но промывку все же, лучше проводить в воде с наименьшим содержанием солей.

 Изготовление трафарета для шелкографии

 Существует много способов изготовления трафарета, от вырезания требуемых элементов ножницами и наклеивания их на сетку, до выжигания отверстий в металлическом листе лазером. При одном из способов изготовления сетчатого трафарета, жидкий копировальный раствор наносится непосредственно на сетку вручную. На высохший фотослой экспонируется контактным способом диапозитив или негатив, в зависимости от цели. Проявление заключается в полном смывании незакрепившегося слоя из ячеек сетки.

 Это достаточно простой и дешевый метод, но требует некоторых навыков и практики, что необходимо в любой технологии. Светочувствительный раствор можно приготовить самостоятельно, при этом его качество можно контролировать самим.

 Необходимо учитывать, что жидкие фоторастворы после высыхания уменьшаются в объеме, а нанесенные на зернистую поверхность сетчатого полотна, повторяют всю его структуру. Неровная поверхность слоя с печатной стороны не позволяет плотно прижимать диапозитив во время копирования, а трафарет к запечатываемой плоскости, что приводит к понижению четкости изображения. Чтобы уменьшить эту проблему, на внешнюю сторону наносят несколько фотослоев, которые приводят к увеличению толщины трафарета, а следовательно, к более толстому слою краски.

 Еще необходимо отметить проблему пыли, частицы которой могут попасть на сетку или уже на нанесенный, но не высохший слой раствора и создать точечные элементы после проявления, что при совпадении с тонкими элементами рисунка может привести к трудноисправимому браку.

 Для понижения поверхностного натяжения и уменьшения образования пузырьков в раствор добавляют 5-10% спирта. Снижают скорость перемещения корытца.

 Если фотораствор на основе желатина, то возникает проблема поддержания нужной температуры (выше 30°С), при которой он остается жидким и без особого труда наносится на сетку.

 Для получения качественного прямого трафарета, требуется равномерное светочувствительное покрытие на том участке сита, где предполагается копирование изображения. Применяется для этих целей ракель-лоток. Но можно попробовать и кистью.

 Условия нанесения копировального раствора:

 Несмотря на то, что фоторастворы в жидком состоянии малочувствительны к свету, необходимо соблюдать осторожность, избегать яркого, особенно солнечного света. Первый слой можно наносить при неярком рассеянном свете, но лучше все работы по изготовлению трафаретов на основе дихроматов проводить при оранжевом освещении.

 Нанесение копировального раствора:

 Рабочая рама устанавливается в неподвижное вертикальное положение. Берут лоток, который должен быть шире будущего изображения, и наливают фотораствор. Желатиновый раствор предварительно подогревают на водяной бане до температуры 50°С. Корытце прижимают к сетке со стороны, которая будет контактировать с запечатываемой поверхностью (внешняя сторона), наклоняют его до смачивания раствором и снизу вверх плавно покрывают необходимую площадь. Лоток отклоняют в исходное положение, до прекращения контакта раствора с сеткой, и отодвигают от сетки. Всю операцию повторяют еще раз. Теперь переходят на ракельную сторону рамы и наносят фотораствор так же 2-3 раза.

 Раму сушат в темном месте, в горизонтальном положении, внешней стороной сетки вниз. Температуру держат в пределах 20-30 гр.С, и она не должна превышать 40°С. Высохший слой становится чувствителен к свету, и вторичное нанесение фотораствора проводят обязательно при оранжевом освещении.

 После сушки, печатную сторону дополнительно покрывают фотораствором в 2-3 приема.

 При повторной сушке раму размещают в темном сушильном шкафу, но уже вверх печатной (внешней) стороной сетки, и сушат при 20-30 гр.С. Фотослои, после высыхания, имеют тенденцию к самополимеризации без доступа света (т.н. темновое дубление). При повышенной температуре и высокой относительной влажности воздуха этот процесс ускоряется. Поэтому необходимо сокращать до минимума время между нанесением фотослоя и копированием, соблюдать в помещении температуру около 20 гр.С и относительную влажность 55-65%. Нельзя сушить электрорефлекторами, которые при прямом излучении инфракрасными лучами задубливают фотослой.

 

 

 Нанесение фотораствора на сетку

 При печати пилообразные края рисунка или сливание близко расположенных линий и мелких деталей часто вызвано тем, что нанесен недостаточно толстый копировальный слой. Такой слой повторяет зернистую структуру сетки с печатной стороны трафарета и неплотно примыкает к запечатываемой поверхности. Краска за счет такой волнистости беспрепятственно проникает на пробельные места. Чем больше ячейки и толще нити сетчатого полотна, тем заметнее влияние тонкого слоя.

 Если печатные элементы на оттиске имеют по краям увеличенное отложение краски, то это вызвано очень толстым копировальным слоем. При недостаточной вязкости краски контуры такого слоя начинают расплываться, ухудшая четкость рисунка.

 Копирование:

 Диапозитив монтируют на сетке с внешней стороны при помощи липкой ленты. Время засветки определяют опытным путем.

 При изготовлении диапозитива нужно учитывать, что для получения четких элементов изображения, монтаж проводится эмульсионной стороной к фотослою. То есть изображение должно максимально контактировать и фотослоем при засветке. Выполнение рисунков на прозрачной пленке сокращает экспозицию, а матовая калька требует намного больше времени.

 Для копирования можно использовать следующее самодельное приспособление. Изготавливается ящик, на дно которого монтируется одиночный источник света или пакет люминесцентных ламп. Сверху все закрывается органическим стеклом, которое пропускает ультрафиолетовое излучение. На стекло укладывается фотодиапозитив или прозрачная калька с нарисованным изображением.

 Трафаретная рама с копировальным слоем прижималась к диапозитиву различными способами. Это могут быть мешочки с песком, которые размещаются внутри трафаретной рамы по всей сетке. Некоторые заменили песок на поваренную соль, чтобы случайно рассыпанные песчинки не порезали трафарет во время печати, а соль во время проявления водой растворяется.

 

 

 Устройство для копирования изображения

 Проявление:

 Набухание незасвеченного слоя проводят водой при температуре 20-25°С, а затем её повышают до 40°С, чтобы растворить набухший желатин. Промывка матрицы продолжается около 5 минут.

 Прежде чем проявленный трафарет будет высушен, с него желательно удалить избыток влаги с помощью фильтровальной бумаги. Трафарет сушат при комнатной температуре.

 Все открытые поля сетки, которые должны быть закрыты, зкрывают копировальным раствором при помощи небольшого ракеля-корытца или кисти. При необходимости, тонкой кистью ретушируют точечные отверстия и детали рисунка. Высохшую корректуру засвечивают соответствующим источником света.

 Трафарет, предназначенный для печати краской на водорастворимом связующем, требует дополнительного закрепления от набухания в воде. Химическое дубление проводят в кювете при небольшом размере сита, либо раму устанавливают в специальный поддон с углублением для сбора раствора и обливают трафарет в течении 4-5 минут. Дубление произнодится 5%-ным раствором алюмокалиевых квасцов при температуре 25-300С.

 Диапозитивы

 Копировальный процесс построен на воздействии света на фотоэмульсию. Фотослой, в конечном итоге, должен приобрести только два противоположных состояния: засвеченные участки, получившие необходимую дозу излучения, и незасвеченные. Поэтому надо обратить внимание на всю тщательность в подготовке изображения, которое будет копироваться непосредственно на фотослой, и защищать от света копировальный слой. Длительность и интенсивность светового потока во время экспозиции трафарета требует от рисунка достаточной плотности и контрастности. В зависимости от условий печати для копирования изготавливают диапозитив или негатив на фотопленке, кальке и других прозрачных пленках, главное чтобы материал пропускал излучение приводящее к дублению. Для точного совмещения контуров при многоцветной печати на поля диапозитивов наносят одинаковые метки в виде крестов. По ним ведется предварительная приладка трафаретов и последующий контроль при печати.

 Фотораствор на основе желатина

 Первоначально основой трафаретной формы был желатин, который в смеси с солями хромовой кислоты и под действием света становился нерастворимым в воде. Дешевое и доступное вещество оставалось до последнего времени традиционным материалом шелкографии. Промышленность производит множество сортов желатина, используемых в различных областях человеческой деятельности. Фотожелатин, пищевой, технический и другие могут с успехом стать основой печатной формы.

 Так как желатин производится из животного сырья, то его свойства колеблются в различных партиях товара. Поэтому при использовании желатина из новой партии желательно проводить тестирование на эластичность и на время, необходимое для перевода фотослоя в нерастворимое состояние в стандартных условиях.

 

Приготовление промежуточных растворов:

 Раствор № 1

 Желатин сухой - 150 г

 Вода дистиллированная - 800 мл

 Залить желатин водой для набухания на 2 часа (18-20 часов), затем нагревать в водяной бане до 60°С.

 Перемешивать раствор до полного растворения желатина.

 Раствор № 2

 Дихромат аммония - 45 г

 Вода дистиллированная - 200 мл

 Растворить дихромат в воде при температуре 30-40°С.

 Приготовление основного фотораствора:

 Соединить вместе раствор №1 и раствор №2, перемешать их и добавить следующие компоненты:

 Аммиак водный 25% - 20 мл

 Смачиватель НБ (некаль) 10% - 36 мл

 Примечание: Вместо смачивателя можно добавить 50 мл спирта.

 Готовый фотораствор обязательно выдерживается в темном месте 24 часа при комнатной температуре для стабилизации всех составляющих компонентов.

 Хранение готового фотораствора:

 Фоторастворы на основе желатина недолговечны и дают стабильные результаты в течение 2-3 дней. Смесь дихромата с желатином при дальнейшем хранении внешне не изменяется, но внутри раствора происходят процессы темнового дубления. Это понижает растворимость желатина в воде и его восприимчивость к свету.

 Сохраняют раствор в холодильнике при температуре 4 - 6 градусов.

 Удаление старого слоя желатина:

 Трафарет тщательно промывают от остатков краски и для вторичного применения сетки проводят обработку разрушающим раствором.

 Разрушающий раствор:

 Едкий натр - 20 г

 Вода - 80 мл

 Горячую щелочь при температуре 40-50 гр.С наносят жесткой синтетической щеткой на трафарет и протирают его, пока не разрушится желатин. Окончательная промывка струей воды под сильным напором.

 Источники света

 Копировальные растворы и пленки превращаются в нерастворимый полимер под действием энергии света. Основная спектральная область чувствительности слоя лежит приблизительно между 360-420нм, то есть воспринимается ультрафиолетовое, фиолетовое и синее излучение, хотя незначительная восприимчивость некоторых фотослоев достигает до 510нм.

 Лампы, используемые для копирования изображения на фотослой, должны иметь самую высокую степень интенсивности в чувствительной области спектра. Чтобы произошло закрепление фотослоя на сетке, требуется высокая величина светового потока на единицу поверхности, то есть освещенность должна быть не менее 10-20 тыс. люкс. В этом случае экспозиция может длиться несколько минут, в зависимости от состава и толщины фотослоя.

 Для этих целей используют следующие виды источников света:

 - металлогалогенные лампы

 - ксеноновые лампы

 - дуговые угольные лампы

 - ртутные лампы

 - ртутные лампы высокого давления

 - галогенно-ртутные лампы

 - люминесцентные лампы дневного света

 Также можно попробовать лампу накаливания мощностью 150-200Вт. И обращаем внимание, что две-три лампы по 100Вт не дадут эффекта от одной лампы 200Вт.

 При выборе источника света необходимо сразу определиться, для каких копировальных слоев он будет применяться. Если трафареты будут изготавливаться только на основе дихроматов или диазосоединений, то нет надобности использовать специальные лампы УФ-излучения, хотя хромовые коллоиды имеют максимальную чувствительность в области УФ-излучения, но эксплуатация этих ламп требует особой осторожности. Это особенно важно при использовании копировальных установок, которые изготавливаются собственными силами, без контроля безопасности излучения, тем более при засветке трафаретов больших форматов, когда источник света находится не в копировальной установке, а в отдельном корпусе, чтобы отодвигаться на необходимое расстояние, и в зону излучения может попасть человек.

 Глаз человека обладает максимальной чувствительность в желтом спектре, и источники света, испускающие излучение в этой области нам кажутся наиболее яркими. Например, люминесцентные лампы типа БС (белый свет) и ДС (дневной свет), которые воспринимаются человеком практически одинаково, так как в зелено-желтом излучении имеют близкие показатели, в зоне фиолетово-синей, менее заметной для человека, имеют существенное расхождение в интенсивности излучения (у ДС больше чем у БС). Так, визуально мало заметные характеристики ламп БС и ДС при использовании их в копировальной установке дают существенную разницу времени экспозиции. Правда, это важно при засветке нескольких рам подряд. Лампы с неправильно подобранным спектром излучения растягивают процедуру копирования на несколько часов.

 При использовании ламп накаливания большой мощности, важно учитывать, что они имеют высокую тепловую отдачу, и это вынуждает располагать их на достаточном расстоянии от копировальной рамы, которая в таком случае находится в вертикальном положении. При необходимости оборудование снабжают вентиляцией, так как высокая температура способствует "темновому" дублению незасвеченных участков фотослоя.

 Если люминесцентные лампы имеют недостаточный световой поток, то это компенсируют количеством ламп, устанавливаемых вплотную, одна к другой, и на небольшом расстоянии до засвечиваемой поверхности (для люминесцентных ламп) в связи с низким тепловым излучением. Важно учитывать что со временем интенсивность светового потока может понизится на 20-30%.

 При получении тонких и часто расположенных штрихов рисунка на трафарете, применение люминесцентных ламп становится проблематичным из-за рассеянного излучения большой площади. Происходит боковая засветка штрихов. Чтобы уменьшить этот эффект, желательно применять ограничительную решетку, не позволяющую лучам света падать под углом меньше чем 60 градусов.

 Надо также учитывать напряжение в электрической сети. При напряжении ниже 85-90% от номинала, люминесцентные лампы могут не загореться, а лампы накаливания снижают световой поток на 25-30%, что приведет во время копирования трафарета к недостаточной экспозиции и частичному смыву фотослоя.

 Опасность УФ-излучения

 При воздействии на человека больших доз УФ - излучения могут возникнуть заболевания кожи, глаз, нервной системы. Кроме того, УФ - излучение большой интенсивности ионизирует воздух. Это повышает содержание в нем озона, который для человека также опасен. Поэтому при использовании ламп с высоким уровнем УФ-излучения, обязательно включается местная вытяжная вентиляция для удаления озона. Исключается возможность открытия защитных кожухов для контроля горения ламп. Используются защитные очки, темный фланелевый халат, матерчатая маска, перчатки, а при непосредственной близости от источников излучения - щиток на голову.

 Расстояние до источника света

 Чтобы трафарет шелкографии соответствовал изображению на пленке, во время копирования лучи света должны падать на поверхность диапозитива вертикально. Такое условие практически невыполнимо, так как в этом случае источник должен быть достаточно далеко. Считается, что максимально допустимым углом падения луча света является 60 градусов.

  

 Приемлемым расстоянием между копировальной рамой и лампой будет длина диагонали копируемого изображения умноженная на 1,5. Интенсивность освещенности при удалении источника света падает очень быстро. Так, при увеличении расстояния в два раза необходимо экспозицию увеличить в четыре раза. То есть разница расстояния возводится в квадрат. Например, если лампу отодвинули с 1 метра на 1,4м, то экспозицию необходимо увеличить в (1,4:1)2=1,96 раза.

 Цвет сетки трафарета

 Белые или прозрачные нити рассеивают и преломляют свет при экспозиции трафарета шелкографии, что может привести к нежелательной боковой засветке и искажению печатных элементов, которые уменьшаются в размерах. Эта проблема зависит от природы материала нитей, их плотности и толщины. Чтобы понизить эффект рассеивания света нитями, их во время изготовления окрашивают в золотисто-оранжевые или черные цвета, которые отражают и преломляют уже безопасный для фотослоя свет или поглощают его.

 Печать шелкографией

 В шелкографии используются различные конфигурации печатного оборудования. Совмещение печатной формы с запечатываемым материалом происходит различными способами. В одних случаях трафарет с рамой поднимается вверх, в других отклоняется вниз рабочий стол.

  

 Наиболее простой и часто применяемый в ручной трафаретной печати способ (А), когда трафаретная рама закрепляется с одной стороны на петлях и поднимается под небольшим углом, для того, чтобы удалить готовый оттиск и положить новое изделие. Иногда петли снабжают струбцинами для закрепления их к столу, что удобно в тех случаях, когда шелкографией занимаются эпизодически.

 В некоторых случаях необходимо оставлять зазор между сеткой и плоскостью оттиска. При формате печати 30x40см зазор устанавливают в 1-3мм, а для формата 80x100см увеличивают до 3-5 мм. А контакт трафарета с поверхностью происходит при движение ракеля.

  

 Шелкография по текстилю, выполняется без зазора. Сетка трафарета плотно прижимает ткань и уменьшает возможность её смещения при движении ракеля. Рама поднимается медленно, так как краске, во время контакта с зернистой неровной поверхностью ткани, необходимо некоторое время для её смачивания.

 Ракель в шелкографии

 Ракель - это инструмент, который продавливает краски через сетку, и по своей значимости сравним с порохом, без которого огнестрельное оружие теряет свой смысл. Рабочая часть ракеля изготавливается из резины, устойчивой к растворителям. Полоса резины фиксируется в деревянный держатель, который позволяет печатать вручную или закреплять ракель в специальные зажимы печатного станка.

 

 

 Ракель для шелкографии

 Резиновую ленту берут толщиной не менее 8-10мм, устанавливают в держателе так, чтобы она не выступала более чем на 35мм. Длина ракеля выбирается немного шире размера рисунка, приблизительно на 3 см с каждой стороны, но значительно уже ширины рамы, чтобы не создавать излишнее напряжение и натяжение на краях трафарета.

 Нужно обратить внимание на чувствительность ракеля к различным растворителям, особенно к тем, которые входят в состав печатной краски. При впитывании растворителя ракель неравномерно набухает и делается волнистым и непригодным для печати.

 Ракель работает по принципу шпателя, соскабливая всю краску с поверхности и заодно принудительно заполняя углубления и продавливая краску через сетку трафарета. В принципе, можно печатать и гибким шпателем, результат будет одинаков.

 Краски шелкографии

 Характерным для шелкографии, является печать на невпитывающих материалах (пластмассе, металле, стекле, керамике и т.д.). Это затрудняет адгезию красок. В красках для шелкографии адгезия обеспечивается подбором состава связующего в зависимости от молекулярной природе запечатываемой поверхности.

 Вязкость. По условиям шелкографии краски должны быть достаточно текучими, чтобы под воздействием ракеля проникать через сетчатую форму, но при этом не настолько жидкими, чтобы самостоятельно вытекать через штрихи на обратную сторону трафарета.

 Для получения четкого изображения, краске для шелкографии необходимо быть аномально вязкой, то есть изменять свою текучесть в зависимости от приложенной на неё нагрузки. Это предотвращает растекание толстых красочных слоев на оттиске и укорачивает красочные тяжи (нити), образующиеся при отделении сетки от оттиска. Поэтому кроме пигмента и связующего в краску вводят тиксотропные добавки. Например, аэросил, который прозрачными игольчатыми кристаллами активно формирует пространственную структуру в краске, замедляя её растекание во время покоя, но не мешает движению краски сквозь трафарет под воздействием ракеля.

 Краски в зависимости от связующего можно поделить на следующие группы:

 Краски на летучих растворителях закрепляются за счет испарения растворителя и требуют вентиляции рабочего места, а оттиски нуждается в длительной сушке. Такие краски огнеопасны и токсичны из-за разбавителей. Основой связующего является твердая смола, растворенная в определенном растворителе.

 Краски окислительной полимеризации содержат связующие на основе высыхающих растительных масел (олифы), которые под действием кислорода воздуха, температуры, освещения и наличия катализаторов затвердевают в результате образования пространственных полимерных структур. Алкидные олифы и алкидные смолы наиболее часто используются для изготовления полиграфических красок для различных способов печати. Окислительная полимеризация обеспечивает высокое качество красочного слоя, но закрепление длится довольно долго. Повышение температуры ускоряет процесс в несколько раз. Для ускорения высыхания в связующем сочетают олифы и растворы твердых смол в органических растворителях.

 Двухкомплектные краски представляют собой основной раствор и отвердитель (катализатор), поставляемые отдельно и смешиваемые в нужных пропорциях непосредственно перед использованием. Время употребления такой смеси ограничено несколькими часами. Изменяя дозировку отвердителя, можно регулировать скорость полимеризации в некотором диапазоне. Горячая сушка ускоряет процесс отвердения. Эпоксидные краски, являясь двукомпонентной композицией, нашли широкое применение, так как получаемые покрытия отличаются высокой химической и термической стойкостью, хорошей адгезией к различным материалам, высокими электроизоляционными свойствами. Жидкие эпоксидные смолы во время полимеризации не изменяются в объеме, если в них не добавлены растворители. Для понижения вязкости эпоксидной краски используют растворители: целлозольв, ароматические углеводороды, кетоны, спирты. Растворители замедляют полимеризацию, так как на испарение требуется определенное время.

 Полиуретановые краски отличаются от других лакокрасочных композиций уникальной особенностью: сочетанием высокой твердости и эластичности.

 Пластизоли - это краски, состоящие из дисперсии поливинилхлорида (синтетического полимера) в пластификаторе, который при комнатной температуре придает краске текучесть и стабильную вязкость, как при печати, так и при хранении. Кроме того, в состав пластизоли входят добавки сополимеров винилхлорида, стабилизаторы и другие добавки, улучшающие свойства красочного покрытия.

 Краски УФ-отвердениясохраняют постоянную вязкость и не высыхают при обычных условиях, как в банках, так и на трафарете, что существенно при временных остановках печатного станка. Эти краски закрепляются в течение нескольких секунд под воздействием УФ-излучения, образуя полимерную структуру. Краска не изменяется в объеме, так как не имеет растворитель, в отличие от обычных красок. Небольшие габариты УФ-сушилки, минимальный расход электроэнергии, отсутствие паров растворителей - достаточно веские аргументы в пользу таких красок.

 Водорастворимые трафаретные краски на основе акриловых водорастворимых полимеров нашли применение за рубежом в печати авторских произведений художников, иллюстраций для книг и прочих высокохудожественных изданий. Такие работы часто выполняются в небольших студиях и мастерских художников, не имеющих отдельных помещений для размещения станка и системы вентиляции. Чаще всего в термине "водорастворимые" подразумевается, что краска может быть первоначально разведена до необходимой концентрации водой, но после испарения воды, полимер входящий в состав связующего краски, образует монолитное покрытие и вторично уже нерастворим в воде.

 Литература:

 Аверьянов В.В. Шелкография. Практическое пособие по трафаретной печати. - М.1998.

 Березин Б.И. Полиграфическое материаловедение. - М.1984.

 Гудкова Т.И. Загаринская Л.А. Полиграфические материалы. - М.1982.

 Методические рекомендации по технологии нанесения декоративного рисунка на плитку керамическую для внутренней облицовки стен методом шелкографии. - М.1986.

 Технологические инструкции по трафаретному способу печати. - Киев, 1976.

 

Добавить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.